Рынки

Обзор мирового рынка нефтепродуктов

30.09.2013

Обзор мирового рынка нефтепродуктов
Условно, весь рынок нефтепродуктов аналитики разделяют на светлый и темный. К первой группе относят дизтопливо и бензин, вторая же группа это мазут, а также различные масла, битум и др.

Наиболее распространенный метод реализации продуктов нефтепереработки – АЗС (автозаправочные станции). Этим занимаются различные трейдерские фирмы, которым принадлежат целые сети заправок. На сегодня, это самый весомый показатель рынка нефтепродуктов, так как он отражает конечный результат переработки нефти.

Второй способ реализации – продажа сырой нефти. Существуют множество бирж, которые являются посредником между продавцом и покупателем (перерабатывающие заводы). Покупатель и продавец имеет здесь больше возможности для выбора оптимального метода купли-продажи, а также форм для расчета и оплаты.

Самым крупным производителем нефтепродуктов является США. На долю этой страны приходится 24% всех мировых запасов нефтепродуктов, затем идет Япония (6%) и Китай(5%). На четвертом месте стоит Россия(4,8%). Суммарный объем нефтяного рынка составляет около 700 млн.тонн в год.

А вот пальму первенства среди стран где добывают нефть держит Кувейт и Саудовская Аравия. Именно здесь сосредоточены 40% мировых запасов нефти. Россия здесь на втором месте.

По мощности предприятий, которые перерабатывают нефть, лидерами являются США, страны бывшего СССР, Япония и Китай.

Вместе с развитием рынка нефтепродуктов, также развивается рынок их транспортировки. Нефть необходимо доставить или на завод, или на автозаправку для продажи покупателю. Транспортировка может осуществляться несколькими способами, по железной дороге, морем, по трубопроводам(самый дешевый способ на сегодняшний день). Эксперты подсчитали, что на разных этапах добычи и перевозки, теряется до 5% нефти. В грунт, воду попадают примерно 10 миллионов тонн нефти. Поэтому с точки зрения экологии, наиболее оптимальным способом транспортировки являются трубопроводы.

Многие граждане РФ, считают, что цена на топливо искусственно завышена. Отчасти это верно, и основным тормозом является неэффективная система налогообложения, которая во многих случаях не способствует увеличению мощностей нефтеперерабатывающей промышленности. Нельзя сбрасывать со счетов и расходы на транспортировку. Система трубопроводов развита слабо, и в основном топливо транспортируется по ж/д, что также отражается на конечной цене.